Пуанты
Пуанты (от фр. pointe — острие) – один из наиболее важных элементов артиста балета. Профессиональная балерина расходует более 300 пар балетных туфель ежегодно. К примеру, Анна Павлова износила около 2000 пар всего за 1,5 года гастролей.
Хотя история пуант насчитывает более 180 лет, до сих пор их производство практически полностью осуществляется вручную (на 80-85 %). В каждой балетной туфельке более 50 деталей, но их основная отличительная особенность – это «стакан» (жесткий носок).
Вначале мастерица раскраивает тканевую основу пуант, кожаную стельку и сшивает их между собой. При этом используется специальный однониточный шов (чтобы обувь не натирала). Далее изготовляется «стакан», который напоминает многослойный торт с 6 коржами из ткани и кремом из декстринового клея. Заготовку натягивают на колодку, затем обшивают и отутюживают, придавая необходимую форму. Балетная туфелька, надетая на колодку, должна стоять без поддержки. Заключительный этап – конвективная просушка в духовом шкафу, которая длится от 12 до 24 часов при температуре 40-50оС. Иногда дополнительно используется инфракрасный излучатель. Опытная мастерица может собрать 1 пару пуант за 40-45 минут, при этом ей необходимо сделать более 50 операций. Некоторые театральные мастерские разрешают трудиться специалистам по пуантам, держа изделие не на столе, а на коленях, дабы лучше его прочувствовать. Ленточки балерина, как правило, пришивает самостоятельно.
Даже при индивидуальном изготовлении обуви на заказ, новую пару все равно приходится «подгонять» под ногу с помощью молоточка, также некоторые танцовщицы используют специальные силиконовые вкладыши. Раньше большим спросом пользовались розовые балетные туфли. В наше время наиболее популярный цвет – телесный и персиковый.
Кстати, в советские времена пуанты российского производства ценились довольно высоко во всем мире. Наши артисты балета вывозили их во время заграничных командировок для обмена на «капиталистические» джинсы и магнитофоны.
От качества пуантов напрямую зависит состояние ног балерины. Поэтому многие танцовщицы отдают предпочтение одной и той же марке из года в год.
Хотя история пуант насчитывает более 180 лет, до сих пор их производство практически полностью осуществляется вручную (на 80-85 %). В каждой балетной туфельке более 50 деталей, но их основная отличительная особенность – это «стакан» (жесткий носок).
Вначале мастерица раскраивает тканевую основу пуант, кожаную стельку и сшивает их между собой. При этом используется специальный однониточный шов (чтобы обувь не натирала). Далее изготовляется «стакан», который напоминает многослойный торт с 6 коржами из ткани и кремом из декстринового клея. Заготовку натягивают на колодку, затем обшивают и отутюживают, придавая необходимую форму. Балетная туфелька, надетая на колодку, должна стоять без поддержки. Заключительный этап – конвективная просушка в духовом шкафу, которая длится от 12 до 24 часов при температуре 40-50оС. Иногда дополнительно используется инфракрасный излучатель. Опытная мастерица может собрать 1 пару пуант за 40-45 минут, при этом ей необходимо сделать более 50 операций. Некоторые театральные мастерские разрешают трудиться специалистам по пуантам, держа изделие не на столе, а на коленях, дабы лучше его прочувствовать. Ленточки балерина, как правило, пришивает самостоятельно.
Даже при индивидуальном изготовлении обуви на заказ, новую пару все равно приходится «подгонять» под ногу с помощью молоточка, также некоторые танцовщицы используют специальные силиконовые вкладыши. Раньше большим спросом пользовались розовые балетные туфли. В наше время наиболее популярный цвет – телесный и персиковый.
Кстати, в советские времена пуанты российского производства ценились довольно высоко во всем мире. Наши артисты балета вывозили их во время заграничных командировок для обмена на «капиталистические» джинсы и магнитофоны.
От качества пуантов напрямую зависит состояние ног балерины. Поэтому многие танцовщицы отдают предпочтение одной и той же марке из года в год.